Приравняли Германа Грефа и Андрея Костина к чиновникам , обязав их отчитываться о своих доходах. Конечно, через год декларации о доходах у них будут чисты. По прежнему, государство не сможет получить доступа к их доходам.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому руководители двух крупнейших российских банков – ВТБ и Сбербанка – обязуются предоставлять «сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера». Как следует из текста документа, отчитываться о доходах будут обязаны не только руководители, но и их заместители, а также главные бухгалтеры. Кстати, президент Сбербанка Герман Греф и президент ВТБ Андрей Костин входят в топ-5 рейтинга 25 самых дорогих топ-менеджеров России по версии Forbes.
При этом Костин по итогам 2013 года получил суммарную компенсацию в размере $35 млн. Что же касается Грефа, то его компенсация, по данным издания, составляет $15 млн. в год. Особо стоит отметить, что оценки Forbes никак не устроили самого Германа Оскаровича. Еще в 2012 году Сбербанк опротестовал данные издания, по мнению которого, в 2011 г. президент банка получил $15 млн. Однако журнал вновь насчитал Грефу ту же сумму, несмотря на то, что Сбербанка активно пропагандировал зарплату своего президента в размере $5 млн.
Госбанки в России традиционно не персонифицируют доходы своих руководителей. В отчетности ВТБ указывается, что вознаграждение правлению банка (12 человек) на 1 января 2014г. составило 1млрд. 325 млн. рублей. Что касается Сбербанка, то 14 человек, входящих в его правление по итогам 2013 г. получили 2 млрд. 38 млн. рублей.
С одной стороны постановление премьера можно считать запоздалым, тем более что речь идет о двух крупнейших банках страны. Тем не менее, учитывая международную практику, оно актуально как никогда. Ведь хорошее корпоративное управление предполагает обязательное раскрытие такой информации, что очень важно для акционеров.
И особенно остро этот вопрос встает в кризисные периоды. В свете антикризисных мер, подходы отечественных и западных банкиров разительно отличаются. Так, едва разразился финансовый кризис 2008-го, как на Уолл-Стрит отреагировали немедленным сокращением премий сотрудников банков на 45-50%. Что касается топ-менеджеров, то они и вовсе начали отказываться от ежегодных премий, размеры которых порой исчисляются десятками миллионов долларов. От премии в $40 млн. отказался гендиректор «Морган Стенли» Джон Мак, а руководитель «Голдман Сакс» Ллойд Бланкфейн недополучил свои $27 млн. Их европейские коллеги также проявили изрядную долю корпоративного благородства: от премий отказался гендиректор «Дойче Банк» Йозеф Аккерман, глава британской ФГ «Барклиз» Джон Варли и топ-менеджмент «Объединенного банка Швейцарии».
К сожалению, российские банкиры не могут похвастаться столь высокой степенью сознательности и ответственности перед своими акционерами. В 2008 г. они дружно встали в очередь за государственной поддержкой, но уже в следующем, 2009-м году, выяснилось, что поддержка эта едва ли не полностью съедается годовыми бонусами топ-менеджеров, от которых они и не думали отказываться. В том же Сбербанке средний размер годовой премии на одного члена правления (23 человека) составил 41 млн. рублей, а в ВТБ (11 человек) этот показатель достиг уровня в 12 млн. рублей.
Учитывая эти обстоятельства, нововведение Дмитрия Медведева стоит искренне приветствовать. Но оценить его действенность мы сможем нескоро. Срок подачи деклараций истек 30 апреля, так что сведения о доходах Костина и Грефа станут известны только в следующем году.
Тем временем постановление премьера может оказаться очередной пустой формальностью и по той причине, что отечественные топ-менеджеры зачастую ведут двойную игру, извлекая дополнительные доходы из теневых схем. Так, в Сбербанке даже создана дочерняя структура, прославившаяся агрессивным поглощением чужих активов. Компания «Сбербанк-Капита
Рецепт «успеха» незамысловат: стоит владельцу перспективного бизнеса взять кредит у Сбербанка, как вскоре его начинают «кошмарить» силовики, связями с которыми славится г-н Хачатурянц. Таким образом создаются проблемы с обслуживанием кредита, после чего включаются механизмы банкротства и внешнего управления. А также аффилированные со «Сбербанк-Капита
Именно так «Сбербанк-Капита
Можно с уверенностью предположить, что деятельность Ашота Хачатурянца, приглашенного в «Сбербанк-Капита
В свою очередь инвестиционный банк VTB Capital в 2013 году сократил прибыль в восемь раз и резко увеличил зарплату сотрудникам. В прошлом году на сотрудников было потрачено 246,2 млн долларов. Это почти на 30% больше, чем годом ранее (191,9 млн долларов). При этом число сотрудников практически не увеличилось.
Как следует из отчетности банка, около 20 млн долларов VTB Capital, управляющий офисами в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Дубае, Сингапуре и других странах, потратил на оплату работы членов совета директоров и других ключевых управленцев. Самый высокооплачиваем
Теневая деятельность топ-менеджмента ВТБ менее известна общественности, видимо в силу меньшего размаха «операций». Однако возглавляемый Костиным банк также «засветился» в ряде рейдерских скандалов, включая атаку на Ростелеком, а также в истории с отмыванием средств через компанию «Гленик».
Все это заставляет сомневаться в эффективности мер, предлагаемых Дмитрием Медведевым. Максимум, чего он может добиться своим постановлением, это «стерильные» декларации о доходах с традиционно успешными супругами, скромными дачными участками в шесть соток и старенькими «Волгами». Что же касается настоящих источников доходов, то в обозримом будущем до них государство вряд ли дотянется.